12Публичность2Газетные статьи доктора Князькина

Ура хомячку-потребителю!


(архив статей )
11.11.2008

 1

Забежал в гипермаркет купить сыр и бутылку молока, а вышел оттуда с полным пакетом  продуктов, уплатив против всякого желания полторы тысячи рублей. При этом такое чувство, словно меня изнасиловали. Ночью снились сограждане, бегущие мимо с переполненными тележками. Финансовый кризис? Но ведь запросто платят по 2, 3, 5 тысяч рублей и с виду не олигархи, хотя чувствуется, не последние гроши отдают. Отдают с удовольствием; как теперь принято говорить – потребляют. Гипермаркет  задуман как огромная  мышеловка для потребителя.  В атмосфере угарного психоза поглощения  хочешь не хочешь – станешь “пожирать” все подряд. Безумно, бездумно, лихорадочно, в лучшем случае дома призадумаешься – а зачем я купил это или то. Суть потребления гораздо  глубже, объемнее магазинной тележки: в современном мире необратимо складывается иная система ценностей и координат, в которой жизнь – это сначала потребление и только потом “способ существования белковых тел” или духовные поиски. Если семья – это ячейка общества, то потребление – ячейка глобализации, в переполненный салон которой нас уже затолкали, не спрашивая, хотим мы этого или нет.

Потребление уже не только покупка еды или товаров, им пропитана вся жизнь жителя современного города, в котором на каждом шагу “потребляем мы и потребляют нас”. Мы стремимся стать “средним классом”, чтобы преть за компьютерами в пластиковых стеклопакетных офисах за 30–40 тысяч рублей – предел мечтаний современного  лузера, не имеющего времени и возможности взглянуть на свое “счастье” со стороны. Современный потребитель “среднего класса” представляется мне  взопревшим от ужаса существом, бегущим, как белка или хомячок в колесе, с мольбой: “только бы ОНО не остановилось, только бы не потерять свои заветные полторы штуки баксов!”, за которые “хомячку” предоставляется право  покупать в мегасупергипермаркетах трансгенные продукты, а в бутиках – шмотки, которые стоят у нас в 3–5 раз дороже, чем “у них”; а еще ему позволено раз в год “погреть кости” в Анталии или Хургаде среди глумливых турок или арабов. Сегодня, если ты не  был в Турции, Египте, Таиланде, ты не настоящий “хомячок” – в офисе тебя не поймут.

Ужас сложившейся ситуации в том, что  не “потреблять” сегодня уже невозможно – станешь изгоем. Принц, которого ждет каждая современная девушка, сегодня может быть только потребителем, да и сама девушка хочет сначала потреблять своего Принца и уж только потом – любить, искренне веря в то, что такое возможно. Сегодня Женщины потребляют Мужчин, а Мужчины потребляют секс. Зачем ухаживать за красивой  девушкой, если точно такую можно купить в интим-салоне? Открыть душу коллегам по работе сегодня означает  стать мишенью, которую  при первой же возможности расстреляют в упор. Нельзя делиться сокровенным, нельзя рассказывать о своих слабых местах, нельзя говорить о том, как тебе плохо или, наоборот, хорошо.  “О’кей!” – отвечает американец на вопрос: “Как дела” – и при этом ослепительно улыбается. Давно ли мы искренне удивлялись – неужели ЭТО им так интересно, а если неинтересно, то зачем спрашивают. Вот и мы дожили. Кстати, на ослепительную улыбку тоже надо заработать.

 

 наверх