12Публичность2Газетные статьи доктора Князькина

Кто вы, доктор Гумберт?


(архив статей )
21.07.2009

 1

Гумберт Владимира Набокова – нищий, больной, ущербный человек, можно сказать, педофил, недостойный сострадания; и если великий Художник ему сострадает, то это лишь свойство гения – “милость к падшим призывать”.

Гумберт Стенли Кубрика, при всем моем почитании этого талантливого режиссера, пал жертвой цензуры и табуированной морали.

Гумберт Эдриана Лайна – это уже не педофил, а скорее жертва маленькой, коварной и талантливой соблазнительницы. Помимо всех естественных чувств и эмоций, возникающих при просмотре фильма, появляется вопрос: что первично? Неизбежная с возрастом “лолитизация” мужских желаний или катастрофическая “нимфетизация” женщин нового тысячелетия? Почему при том, что существует великое множество несравненно более откровенных произведений литературы и кино, великолепный фильм Лайна продолжает считать развратным едва ли не половина зрительской аудитории? И вообще – о чем роман “Лолита” и кинофильм “Лолита”? Неужели о педофилии?

На мой взгляд, успех романа и фильма обусловлен вечной актуальностью проблемы разновозрастной любви, и конечно же, запретной любви, потому что запретный плод вечноспел и вечносладок. Тема романа Набокова и фильма Лайна касается всех людей без исключения. И конечно же, больше всех вопят о развратности романа и фильма “латентные Гумберты” и “латентные Лолиты”. Почему? Они ни за что не признаются в этом даже сами себе, потому что смертельно боятся даже саморазоблачения.

Извечная суть “Лолиты” еще и в том, что женщина всегда старше мужчины, даже если женщине четырнадцать лет, а мужчине – сорок, даже если это отец и дочь.

Разнополая любовь – это не математическое неравенство с уродливо выпяченной мужской извращенностью, с одной стороны, и женским коварством – с другой. Это скорее полновесное уравнение, где на одной чаше весов лежит желание женщины с юных лет быть счастливой и защищенной, а на другой – желание мужчины впитывать ядерную энергию юности, а не увядания.

Уже только поэтому произведение Набокова является вечным и переживет злопыхателей всех времен. И еще… Мне очень хотелось бы увидеть киноверсию романа, снятую хотя бы через сто лет.

 

 наверх